Средняя общеобразовательная школа № 7
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОУ «СОШ №7»
Идея качества образования является сегодня ведущей в концепции российского образования в целом. Концепцией модернизации российского образования, федеральными государственными стандартами определена главная задача образовательной политики - «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Сегодня для повышения качества образования выстраивается модель внутренней системы оценки качества образования, одним из компонентов которой является комплексная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся.
В связи с этим актуальной для МОУ «СОШ №7» становится цель создания модели системы получения объективной информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования), на основе которой можно будет принимать своевременные управленческие решения.
Модель составлена на основе научных подходов к качеству образования и включает в себя три неотъемлимых компонента:
В нашем понимании:
- качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
- оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования;
- внутришкольная система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. (организационные структуры схемы);
- система оценки качества подготовки обучающихся – комплексное всестороннее изучение состояния индивидуальных образовательных достижений обучающихся, включающая объект и предмет, оценочные процедуры, оценочные средства, корреляцию полученных результатов внешней и внутренней оценки с целью своевременных управленческих решений, направленных на оптимальные достижения выпускниками на каждом уровне образования результатов ФГОС.
Общие подходы к формированию системы оценки качества подготовки обучающихся:
В соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО система оценки реализует системно-деятельностный, комплексный и уровневый подходы к оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход реализуется по отношению как к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов.
Уровневый подход к содержанию оценки на уровне начального общего образования обеспечивается следующими составляющими:
- необходимый уровень (базовый);
- повышенный уровень (программный).
Уровневый подход к содержанию оценки на уровне среднего общего образования обеспечивается следующими составляющими:
- базовый уровень;
- уровень выше базового;
- уровень ниже базового.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем:
Описание модели
Модель разработана на основе основной образовательной программы начального, основного и среднего образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО, Устава МОУ «СОШ №7», Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МОУ «СОШ №7».
В построении модели необходимо ответить на вопросы: кто оценивает, кого (или что) оценивает, по каким критериям (с чьих позиций, в чьих интересах) оценивает.
Целью системы оценки образовательных достижений обучающихся МОУ «СОШ № 7» является создание единой среды оценки и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на образовательные достижения обучающихся.
Задачами системы являются:
Система оценки качества подготовки обучающихся является одним из способов организации оценивающей деятельности в образовательной организации. Достижение основной цели системы оценивания планируемых результатов в МОУ «СОШ № 7» обеспечивается через реализацию следующих мероприятий:
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ включает в себя следующие составляющие, представленные на схеме:
- объект системы: объективная оценка результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС (личностные, метапредметные, предметные);
- предмет системы: комплексные образовательные результаты обучающихся МОУ «СОШ №7» в соответствии с требованиями ФГОС (личностные, метапредметные, предметные);
- тип оценивания (текущее, промежуточное, итоговое)
- оценочные средства для проведения оценочных процедур
- комплексный анализ результатов качества образовательных результатов учащихся.
Принципами построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся МОУ «СОШ № 7» являются:
Система оценки достижений планируемых результатов в МОУ «СОШ № 7» содержит административную подсистему и педагогическую подсистему.
Административная подсистема – комплексный продукт оценки, включает:
Педагогическая подсистема (каждого учителя МОУ «СОШ № 7») является комплексным продуктом оценочной деятельности учителя и включает (для примера на сайте представлена система учителя музыки 5 класс):
- поурочное тематическое планирование с указанием вида контроля на каждом уроке (текущий поурочный, текущий диагностический, промежуточная аттестация);
- формы оценки на каждом уроке (реализация принципа предоставления возможности каждому ученику на каждом уроке предъявить сформированный компетенции для определения их уровня) с учетом весового коэффициента каждой формы оценки;
- материалы работы по средневзвешенной системе оценки образовательных достижений учащихся;
- критериальную базу для осуществления оценочных процедур, основанную на принципах единства подходов и системности оценочной деятельности в МОУ «СОШ № 7»;
- комплект оценочных средств для реализации педагогической подсистемы оценивания.
Вся система призвана обеспечить комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Компоненты системы (внешней и внутренней оценки) обеспечивают сонастройку в подходах, принципах, единстве оценочных средств и призваны выполнять задачу корреляции образовательных результатов учащихся, полученных в ходе проведения внешних и внутренних процедур оценки.
Для реализации процесса оценочной деятельности на высоком уровне и соблюдения указанных принципов, разработаны и откорректированы ряд Положений и Методических рекомендаций:
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Положение о ВСОКО
Положение об академ задолжен.
Положение о портфолио
Положение об индивидуальном проекте
Положение о конференции
Методические рекомендации:
- по организации работы по средневзвешенной системе оценки достижений учащихся МОУ «СОШ № 7»;
- по критериальной оценке образовательных результатов учащихся МОУ «СОШ № 7» по всем учебным предметам;
- по оценке учебно-исследовательских и проектных работ учащихся МОУ «СОШ № 7».
Процесс мониторинга образовательных результатов учащихся предполагает, как индуктивный, так и дедуктивный подход, в зависимости от различных факторов. И структурируется как административный и педагогический мониторинг.
Ниже представлены формы осуществления мониторинговых процедур
Педагогические мониторинги:
Портфолио как инструмент мониторинга индивидуальных достижений учащихся ведется во всех классах на всех уровнях образования.
Комплексный анализ результатов качества образовательных результатов учащихся МОУ «СОШ № 7» ежегодно представлен в отчете о самообследовании.
Таким образом, считаем, что на сегодняшний день в МОУ «СОШ № 7» создана система оценки планируемых результатов учащихся, которая способствует формированию единой среды оценки и контроля состояния образования, а также систематизации управленческих процессов в МОУ «СОШ № 7» в части определения качества образовательной деятельности обучающихся.